Preview

Вопросы литературы

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 6 (2018)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.31425/0042-8795-2018-6

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

13-33 144
Аннотация
Статья посвящена формированию, трансформации и бытованию понятия «мировая литература», его историческим истокам и современной проблематизации термина. Автор разграничивает понятие мировой, или всемирной, литературы с понятиями глобализации, мультикультурности и др., доказывая, что культурные ориентиры в мире «после наций» обречены на неизбежное исчезновение, а роль мировой литературы состоит не в том, чтобы нивелировать культурные различия, но в том, чтобы их выявлять и определять, в том числе и по отношению к друг другу.

ЛИТЕРАТУРНОЕ СЕГОДНЯ

34-49 83
Аннотация

В статье идет речь о трансформации жанра исторического романа применительно к современности. В последние годы исторический роман становится все более метафоричен, если не сказать фантазиен. Автор статьи исследует метафорику саги Мартина и двухтомника Иванова «Тобол», выявляя их общие признаки, способные повлиять на дальнейшее развитие исторического романного жанра.

50-68 43
Аннотация

В статье идет речь о «географическом измерении» современной русской прозы, причем в ее мифологическом и даже демоническом изводе, особенно заметно проявляющем себя в текстах, связанных с уральским регионом, – в романах О. Славниковой «2017» (2006) и дилогии А. Иванова «Сердце Пармы, или Чердынь – княгиня гор» (2003) и «Золото бунта, или Вниз по реке теснин» (2005). Автор прослеживает, как конфликт романов Славниковой и Иванова, во многом основанный на духовном противостоянии уральского и столичного регионов, решается одновременно в историческом и географическом пространстве.

69-91 133
Аннотация

В статье предпринята попытка реконструкции ментальной и языковой моделей романа Елены Чижовой. Анализ семантического и языкового пластов романа, его концептосферы, а также жанровой направленности позволяет не только выявить позицию автора в отношении сегодняшней геополитической ситуации, но и сделать вывод о том, какой ассоциативный ряд влечет за собой осмысление современным романистом концепта «идеология».

ВЕК МИНУВШИЙ

92-125 38
Аннотация

Записи бесед с Инной Лиснянской и Семеном Липкиным охватывают период с 1990 по 2003 год. В основном это беседы на литературные темы. И. Лиснянская рассказывает о своем творчестве, о том, как пишутся стихи, о друзьях и знакомых в литературном мире. Приводится много оценок литераторов ХХ века. Отдельная важная тема записей — последствия издания альманаха «Метрополь». По публикации восстанавливается история создания некоторых стихотворений И. Лиснянской.

СВОБОДНЫЙ ЖАНР

126-141 42
Аннотация

В статье анализируется главка «Арктика» из мемуаров Льва Лосева, посвященная истории его читательских и литературоведческих реакций на советскую «северную прозу» и ее авторов, в особенности на «Двух капитанов» Вениамина Каверина. Это позволяет обнаружить неожиданные связи между двумя полярно противоположными современниками – Кавериным и Буниным.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

142-166 42
Аннотация

Культурологические труды С. Волкова и А. Давыдова, где в числе других явлений русской литературы представлены личность и творчество И. Тургенева, оцениваются рецензентом как идеологически ангажированные, во многом искажающие историко-литературные факты (Волков) и игнорирующие эстетическую природу художества (Давыдов).

167-181 25
Аннотация

В статье представлен детальный анализ французского прижизненного издания «Сенилий» И. Тургенева, которое до сих пор оставалось на периферии научного зрения. Рассматривается циклическая структура издания, которая выражается в особом составе, расположении и организации текстов внутри цикла.

НАД СТРОКАМИ ОДНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

182-193 138
Аннотация

Статья посвящена анализу художественной детали «мост» в романе Достоевского «Преступление и наказание». Мост в композиции произведения связывает истинное и ложное (по теории Раскольникова) бытие. Исследование детали в таком ракурсе объясняет внутренние колебания, духовную драму главного героя.

ИСТОРИЯ ИДЕЙ

194-225 39
Аннотация

Главная задача статьи заключается в опыте рассмотрения отношений между Рене Декартом и Жаном-Луи Гез де Бальзаком. Речь идет об одном из самых знаменательных эпизодов в истории французской словесности XVII века, когда философия в лице Декарта постепенно переходила на национальный язык, в то время как литература, в том числе усилиями Бальзака, искала новые выразительные формы, одной из которых следует считать эпистолярный жанр. Вместе с тем задействованный в статье материал позволяет коснуться напряженных связей Декарта с интеллектуальным либертинством.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЭТИКА

226-253 58
Аннотация

В статье показано, как современный американский пересказ сказки «Красавица и чудовище» подхватывает и усиливает просвещенческие мотивы французского оригинала, опираясь на национальную традицию – концепцию «домашнего очага».

254-308 35
Аннотация

В дружеской переписке двух литературоведов ощутима некая «драматургия» гуманитарной мысли – рационалистичность В. Гриба, сталкивающаяся с интуитивистскими тенденциями Н. Берковского. Особым драматизмом окрашивает эти отношения исторический контекст – страшная реальность 2-й половины советских 1930-х.

ПУБЛИКАЦИИ. ВОСПОМИНАНИЯ. СООБЩЕНИЯ

309-367 74
Аннотация

Работа посвящена поиску и анализу новых источников стихов и прозы О. Мандельштама. Автор исследует упоминания имени и произведений поэта в газете «Вечерний Киев» за 1927–1929 годы и устанавливает ряд источников образов стихотворений «Как по улицам Киева-Вия...», «Еще далеко мне до патриарха...», «Четвертой прозы» и т. д.

КНИЖНЫЙ РАЗВОРОТ

368-373 34
Аннотация

Рецензия посвящена анализу монографии И. Каргашина «Русский стихотворный сказ XVII–XXI вв.: Генезис. Эволюция. Поэтика» (М., 2017). Рассматриваются наиболее существенные аспекты исследования, делается вывод о продуктивности избранного автором методологического подхода.

374-377 37
Аннотация

В рецензии показывается научная новизна данного издания, в трактовке прежде всего придворной поэзии как ближайшего контекста «Слова», а также топики и скрытой диалогичности. Рассмотрены особенности нового перевода.

378-383 53
Аннотация
В рецензии дается оценка монографии Н. Перлиной, посвященной проблеме экфрасиса в романе Ф. Достоевского «Идиот». Рассматривается употребление этого термина другими исследователями и затрагивается полемика между ними.
384-389 100
Аннотация

Основная задача сборника Л. Кихней – определение специфики акмеизма в контексте русского модернизма. Для решения этой задачи автор рассматривает как общетеоретические вопросы акмеизма, так и творчество крупнейших представителей течения.

390-395 29
Аннотация

В рецензии характеризуются особенности изображения событий Великой Отечественной войны в документальной работе писательницы, родившейся под мирным небом, но заинтересованной в воссоздании правды истории на основе новых документальных данных и мемуарных свидетельств.

396-401 28
Аннотация

В рецензии на книгу американского исследователя Ольги Партан «Блуждающие маски. Итальянская комедия дель-арте в российском художественном воображении» отмечается междисциплинарность данного исследования, а также рассматриваются его достоинства и недостатки.



ISSN 0042-8795 (Print)