Preview

Вопросы литературы

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 4 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.31425/0042-8795-2020-4

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / А. П. Чехов

13-32 67
Аннотация
Анализируя повесть А. Чехова «Дуэль», автор предлагает новое понимание пафоса чеховского творчества. Чехов предупреждал об опасности подчинения идеологиям, только он не знал, какая будет главной, поэтому прошелся по всем; в частности, в «Дуэли» им выведен, в сущности, тип будущего нациста или большевика (фон Корен), который опирается на миропонимание Ницше и готов уничтожить попавшегося на его пути интеллигента.
33-41 34
Аннотация
Статья рассказывает о калужских родственниках А. Чехова и о связи его прозы с калужской землей. В селе Богимово Тарусского уезда Калужской губернии (ныне Ферзиковский район Калужской области) писатель провел лето 1891 года, работая над произведениями «Дуэль» и «Остров Сахалин». Усадьба Даньково (рядом с Богимовом) описана им в рассказе «Дом с мезонином». Также в статье приводятся фрагменты архивного документа о домовладении родственников Чехова в Калуге.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / Над строками одного произведения

42-50 33
Аннотация
В статье анализируются библейские мотивы и мифопоэтические элементы во второй части автобиографической трилогии С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Первичные акты познания мира ребенком рассматриваются как «живознание» (термин А. Хомякова). Мифопоэтическое начало, вечные образы и жизненные ситуации создают единство культурного пространства.

ЛИТЕРАТУРНОЕ СЕГОДНЯ. Лица современной литературы

51-63 35
Аннотация
В статье рассматриваются разные по времени написания книги Сергея Шаргунова («Ура!», «Свои» и др.), в которых отражается личность автора и его творческая эволюция: от отрицающего мир героя к поиску «своего». В анализе биографии В. Катаева «В погоне за вечной весной» особое внимание уделяется непростым взаимоотношениям творческой личности и эпохи.
64-77 32
Аннотация
Статья представляет собой литературный «портрет» современной писательницы и сценаристки А. Козловой, чью особенность А. Жучкова видит в том, что ей удалось выйти за рамки «ультрашоковой литературы» 1990-х и вместить в формат автопсихологической прозы, в современной русской литературе восходящей к Э. Лимонову, трансцендентный образ положительного героя и историю личностного роста — как героини, так и самого автора.
78-90 32
Аннотация
В статье идет речь о современной писательнице Е. Некрасовой, чей школьный роман «Калечина-малечина» в 2019 году был включен в шортлисты премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер». Сопоставляя прозу Некрасовой с другой современной «школьной прозой» — с романом Б. Ханова «Непостоянные величины»,— автор приходит к выводу, что целостность подобного романа в настоящее время зависит от его полифоничности, от умения слышать другого: умения, какового современные авторы и даже критики, к сожалению, подчас лишены.

ЛИТЕРАТУРНОЕ СЕГОДНЯ. В творческой мастерской

91-101 31
Аннотация
В беседе с писателем, главным редактором журнала «Юность», литературным и общественным деятелем С. Шаргуновым критик Т. Соловьева затрагивает вопросы современной литературы, судьбы толстых журналов, принципов биографического исследования и т. д. Разговор касается как прозы самого Шаргунова, включая его биографический роман о Валентине Катаеве, так и творчества его современников и ровесников.

ЯЗЫК СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ

102-120 31
Аннотация
Статья посвящена Г. Оболдуеву — одному из самых значительных русских поэтов первой половины ХХ века, творчество которого только теперь возвращается к читателю. Анализируется ранняя лирика поэта, которая до сих пор не становилась предметом исследования.

ВЕК МИНУВШИЙ. Горький-редактор

121-127 31
Аннотация
В статье анализируются различные редакции очерка Горького «В.И. Ленин». При весьма значительных изменениях текста, продиктованных издательской конъюнктурой, суть его остается неизменной. Авторедактура вызвана намерением Горького сохранить свою концепцию русской истории с центральной фигурой Ленина.
128-138 34
Аннотация
Статья на материале малоизвестных писем М. Горького раскрывает характер его работы на должности главного редактора «Самарской газеты» в 1895 году. Впервые вводятся в научный оборот воспоминания журналиста Д. Линева (Далина) об этом периоде, содержащие указание на письмо Горького, текст которого не сохранился.

ИСТОРИЯ ИДЕЙ

139-153 33
Аннотация
Статья посвящена творчеству знаменитого английского прозаика XVII века Т. Брауна. Анализируются особенности стиля яркой барочной прозы писателя, а также возможные подходы к ее переводу на иностранные языки. Первый перевод эссе Т. Брауна на русский язык, появившийся в 2013 году, рассматривается как важный шаг межлитературной коммуникации.

ТЕОРИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РАЗМЫШЛЕНИЯ. Как издавать классические тексты?

154-178 43
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о перспективах использования в академических изданиях русской классической литературы, с целью максимального соответствия публикуемого текста авторской воле писателя, элементов архаической орфографии и пунктуации, относящихся ко времени создания литературного произведения. В связи с этим анализируется прагматическая оправданность такого рода экспериментов, их совместимость с нормами современной русской грамматики на примере тома 8 Полного собрания сочинений Ф. М. Достоевского в 35 томах (роман «Идиот»).

ПОЛЕМИКА

179-203 30
Аннотация
Статья посвящена анализу терминотворческой стратегии и в целом философии языка М. Эпштейна на основе его недавних изданий: «Проективного словаря гуманитарных наук» и «Энциклопедии юности» (в соавторстве с С. Юрьененом).

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЭТИКА

204-216 32
Аннотация
В статье рассматриваются переводы Чжу Шэнхао, одного из самых влиятельных переводчиков Шекспира на китайский язык, а также рецепция шекспировского творчества в Китае. Полное собрание пьес Шекспира в переводе Чжу Шэнхао оказало большое влияние на восприятие творчества английского драматурга китайской культурой.
217-238 33
Аннотация
В статье представлен компаративный анализ ранних европейских интерпретаций баллады Гете «Erlkönig» и предлагается гипотеза, что именно они стали причиной ряда существенных инноваций в переводе В. Жуковского. Русский поэт видит образ Лесного царя таким, каким он сложился в современной ему культуре, вписывая немецкий оригинал не только в русскую демонологию, как она понималась в литературных источниках начала XIX века, но и в уже существующую к моменту создания баллады переводческую традицию.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

239-265 31
Аннотация
В статье впервые дается краткий обзор ювенальных работ Трумена Капоте, неизвестных большинству исследователей и не включенных ни в один сборник его прозы. Автор также рассказывает о малоизвестных рукописях Капоте, хранящихся в библиотеке Конгресса США. Ставится вопрос о включении этих находок в научную библиографию американского писателя.

ПУБЛИКАЦИИ. ВОСПОМИНАНИЯ. СООБЩЕНИЯ

266-275 32
Аннотация
Вниманию читателей впервые на русском языке предлагается полный текст «Предуведомления» известного российского экономиста и писателя А. Чаянова, рассматриваемый как неотъемлемая часть его «московской Гофманиады», издание которой не состоялось в 1926 году в связи с запретом Главлита.

КНИЖНЫЙ РАЗВОРОТ

276-281 31
Аннотация

Карамзин-писатель: Коллективная монография / Под ред. Н. Д. Кочетковой, А. Ю. Веселовой, Р. Бодэна. СПб.: Пушкинский Дом, 2018. 384 c.

Коллективная монография «Карамзин-писатель», посвященная 250-летию со дня рождения писателя, представляет собою ценное в научном отношении издание, внесшее существенный вклад в изучение различных сторон деятельности Карамзина, и принадлежит к числу значительных и интересных работ по русской литературе, выпущенных в последние годы.

282-287 30
Аннотация

Т. А. К а с а т к и н а. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания: Монография. М.: Водолей, 2019. 336 с.

В рецензии дается краткое представление о содержании новой книги известного исследователя творчества Ф. Достоевского Т. Касаткиной, о месте книги в контексте предыдущих работ ученого и достоевсковедения в целом. Подчеркивается новаторство книги как методологического путеводителя по миру философии и богословия великого писателя.

 

288-291 33
Аннотация

В. И. Н а р б у т. Собрание сочинений: Стихи. Переводы. Проза / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. Р. Р. Кожухарова. М.: ОГИ, 2018. 832 с., ил.

В рецензии дается представление о непростой судьбе литературного наследия Владимира Нарбута, особое внимание уделяется последнему, наиболее полному изданию сочинений Нарбута, вышедшему в 2018 году и в полной мере отражающему художественный мир поэта.

292-295 38
Аннотация

М. Ш р у б а. Словарь псевдонимов русского зарубежья в Европе (1917–1945) / Под ред. О. Коростелева; при участии П. Лавринца, А. Меймре, Б. Равдина, Р. Тименчика, Л. Флейшмана и др. М.: НЛО, 2018. 1064 с.

Рассмотрены реализованные в словаре М. Шрубы, принципы отбора имен и источников, их полнота и адекватность, методология. Отмечена ориентация книги на достижения отечественной и зарубежной псевдономастики, значение словаря для исследований истории русской эмиграции.

296-301 32
Аннотация

Л. Е. П и н с к и й. Почему Бог спит / Сост., подгот. текста, предисл. и заключит. ст. А. Г. Козинцева. СПб.: Нестор-История, 2019. 136 с.

Книга названа по мениппее, посланной Л. Пинским Г. Козинцеву, «чтобы немного развлечь». Центральное место в ней занимает их переписка, основными предметами разговора в которой служат книга о Шекспире, над ней работает Пинский, и его отношение к фильму «Король Лир», снимаемому Козинцевым. Книга замечательна достоинством разговора и обменом понимания, не исключающего спора как возможности «подумать вместе» (Козинцев).



ISSN 0042-8795 (Print)