Preview

Вопросы литературы

Расширенный поиск

Журнал «Вопросы литературы» основан в 1957 году и является самым авторитетным в России журналом критики и литературоведения. Статьи, обзоры, рецензии, «круглые столы» и дискуссии, посвященные самым актуальным проблемам современной отечественной и мировой литературы, истории и теории литературы, публикации документов, в том числе и тех, что хранятся в закрытых ранее архивах, неизменно привлекают внимание ученых, студентов, учителей, самых широких слоев интеллигенции.

Идейно и эстетически журнал связан с разными традициями отечественной гуманитарной мысли. Авторами журнала были С. Аверинцев, М. Бахтин, Г. Белая, С. Бочаров, М. Гаспаров, Вяч. Иванов, В. Кожинов, Л. Лазарев, А. Турков, В. Шкловский и др.

Журнал «Вопросы литературы» входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (группа научных специальностей «10.01.00 - литературоведение»).

Журнал «Вопросы литературы» зарегистрирован в Научной электронной библиотеке (НЭБ) и включен в национальную информационно-аналитическую систему Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Текущий выпуск

Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 3 (2019)
Скачать выпуск PDF

ВЕК МИНУВШИЙ

14-43 36
Аннотация

Публикуются материалы заочного круглого стола, приуроченного к 90-летию со дня рождения выдающегося русского прозаика Василия Шукшина. В разных по форме текстах (эссе, публикация из личного архива, воспоминания, интерпретации) рассматривается художественная феноменология писателя, обнаруживаются особенности поэтики Шукшина, позволяющие говорить о связи его прозы с традициями русской и европейской литературы. Особое внимание уделено проблеме «Шукшин и современность».

44-53 34
Аннотация

Общая тема статьи - роль и значение творчества В. Шукшина в истории русской литературы. Высказывается идея о том, что проза писателя - это постоянное стремление к анализу художественной и социальной действительности, углубление представлений о человеке и расширение горизонтов познания мировой культуры. В соединении разноуровневого материала кроется демократизм шукшинского творчества. Тема раскрывается на материале киноповести «Калина красная» и рассказов В. Шукшина.

ЛИТЕРАТУРНОЕ СЕГОДНЯ

54-79 31
Аннотация

В статье, посвященной современной русской прозе, автор рассматривает романы, вошедшие в короткий список премии «Русский Букер» - 2017, выявляя в них такие общие черты, как погруженность в историю, зачарованность эстетикой насилия, сновидческие метафоры и т. д. Из кратких, но емких рецензий, увязанных критиком в единый контекст, складывается убедительная картина тенденций, свойственных по крайней мере одному году русской современной прозы - 2017-му.

80-93 36
Аннотация

Статья посвящена двум новым романам современных отечественных прозаиков - Д. Новикова и А. Геласимова, по мнению автора написанных прежде всего в расчете на премиальный успех. Подробно разбирая сюжет и поэтику данных романов, критик анализирует и писательскую стратегию обоих прозаиков, пытаясь объективно выявить ее плюсы и минусы.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

94-104 42
Аннотация

Реальность ХХ века поставила перед писателями сверхзадачу -рассказать правду о многочисленных военных конфликтах, ситуациях нечеловеческой жестокости и притеснения. Эта задача потребовала поиска новых литературных форм, в результате чего появилось множество гибридных художественно-документальных жанров. Одной из таких форм стало свидетельство, возникшее в Латинской Америке в 1960-е годы. В основе всех этих произведений лежит так называемый свидетельский договор.

В данной статье на примере истории Ригоберты Менчу рассматривается содержание этого понятия и затрагиваются вопросы соотношения факта и вымысла в художественной документалистике.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

105-140 25
Аннотация

В очередной раз, но по-новому аргументируется мысль об «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке» как едином историко-художественном целом, подобном диптиху. Показано, что в отношениях двух главных героев романа Пушкин руководствовался идеями практической философии Канта, вслед за ним проводя различия между моральными и правовыми отношениями, образующими единство нравов как людей, так и общества.

141-152 25
Аннотация

В статье исследуется структура и семантическая история лексического комплекса «хандра» в текстах Пушкина. Особое внимание уделено анализу известного фрагмента первой главы «Евгения Онегина». Автор выявляет различия в структуре комплекса «хандра» и синонимичных ему в ряде контекстов комплексов «тоска» и «скука».

153-162 22
Аннотация

Статья посвящена проблеме исследования языка Пушкина, в частности особенностям пушкинского словоупотребления. Полемизируя с критиками, которые упрекают Пушкина в неточности и «анекдотических неувязках», автор восстанавливает исторический контекст значений определенных слов и доказывает обусловленность их употребления в пушкинских текстах.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЭТИКА

163-184 28
Аннотация

Статья предлагает рассматривать образ Корделии, упоминаемый в романе «Обломов», как скрытую аллюзию к трактату С. Кьеркегора «Или -или». Сравнительный анализ двух произведений обнаруживает явные параллели и позволяет ставить вопрос о влиянии идей родоначальника экзистенциализма на творчество Гончарова.

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА

183-202 25
Аннотация

Статья представляет собой разбор книги, посвященной литературному наследию русской писательницы С. Шиль (1863-1928) и выпущенной в 2017 году издательством РГГУ. Рассмотрев ряд ошибок и неточностей, допущенных составителем книги (И. Овчинкина), автор затрагивает общие и весьма злободневные вопросы, связанные с публикацией и комментированием архивных материалов, размышляет о роли публикатора на современном уровне гуманитарной науки и его ответственности перед своими «предшественниками»; о принципах комментирования и правах переводчика; о научной порядочности и моральном аспекте филологической и издательской работы.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА

205-216 22
Аннотация

Статья посвящена отражению черт провинциальной жизни города Калуги в творчестве Глеба Успенского. В центре внимания произведения, связанные с коротким периодом службы в Управлении Ряжско-Вяземской железной дороги, и причины весьма критического отношения писателя к Калуге.

217-241 25
Аннотация

Провинция живет с оглядкой на столицу, но не для столицы: у нее своя роль в истории и единой судьбе страны. И литература провинции -не «приготовительный класс» перед восхождением на общенациональный уровень, а особая сфера культуры со своими знаковыми фигурами и своей шкалой приоритетов. Эти истины подтверждаются в предлагаемой статье анализом обширного и многогранного литературного наследия Леонида Наумовича Большакова - писателя общероссийского масштаба, чье творчество произросло на социально-исторической почве Оренбуржья и главную свою социокультурную миссию выполняет в отношении Оренбуржья.

ПУБЛИКАЦИИ. ВОСПОМИНАНИЯ. СООБЩЕНИЯ

231-262 32
Аннотация

Вторая публикация из цикла статей, реконструирующих биографию писателя Юрия Домбровского. На самом широком материале, от воспоминаний и редких документов ОГПУ до художественной прозы, рассказывается о том, как начиналась сталинская одиссея Домбровского. Впервые полностью печатаются и комментируются материалы первого уголовного дела (1932), ранее не доступные и хранившиеся в Центральном архиве ФСБ, и разбираются версии первого ареста.

КНИЖНЫЙ РАЗВОРОТ

263-268 21
Аннотация

Л. В. Егорова. Эквивокация в «Макбете»: речевая природа трагедии. Вологда: ВоГУ, 2018. 164 с.

Фокус рецензии - явление эквивокации в ее лингвистическом, стилистическом, историческом, культурном, идеологическом аспектах. Исследование этого вопроса актуально как для творчества Шекспира, так и для понимания особенностей развития европейской мысли в целом. Основное внимание уделено многовекторности монографии Л. Егоровой, выявившей тонкие грани семантики, репрезентации и прагматики знака.

269-274 19
Аннотация

Э. Берджесс. Пламя жизни: Судьба и творчество Дэвида Герберта Лоуренса / Перевод с англ. и примеч. Аллы Николаевской. М.: Центр книги Рудомино, 2017. 464 с.

В рецензии показаны особенности книги Энтони Берджесса о Д. Г. Лоуренсе - «краткой литературной биографии», как автор определил жанр.

Берджесс подчеркнул, что это не подробная биография и не литературоведческая работа о творчестве Лоуренса. Увлеченный рассказ младшего соотечественника о старшем способен увлечь интересующихся Лоуренсом, Берджессом, «пламенем жизни».

284-289 22
Аннотация

И. В. Головачева. Путеводитель по «Дивному новому миру» и вокруг. М.: Изд. дом ЯСК, 2017. 344с., с ил.

В рецензии рассматривается «Путеводитель» по творчеству О. Хаксли. Основной акцент исследователь ставит на современном для Хаксли научном контексте, который всегда интересовал его и стал основным импульсом, определившим специфику всего его творчества.

290-295 20
Аннотация

Василиск Гнедов. Сама поэзия / Сост. и ред. Илья Кукуй. М.: Издание книжного магазина «Циолковский», 2018. 478 с.

Аналитическая рецензия на обширное собрание стихов поэта-футуриста Василиска Гнедова, где анализируются состав, текстология, комментарий к изданию, сделаны дополнения к комментарию, рефлектируются проблемы издания поздних текстов бывших поэтов-авангардистов.

296-299 25
Аннотация

Ю. Манн. Карпо Соленик: «Решительно комический талант». М.: НЛО, 2018. 184 с.

В рецензии охарактеризована проблематика исследования, подчеркнута важность авторской идеи о тесном взаимодействии славянских культур в середине XIX века, продемонстрированной на примере творчества К. Соленика и М. Щепкина, утверждавших принципы реализма на театральной сцене.