Preview

Вопросы литературы

Расширенный поиск

Журнал «Вопросы литературы» основан в 1957 году и является самым авторитетным в России журналом критики и литературоведения. Статьи, обзоры, рецензии, «круглые столы» и дискуссии, посвященные самым актуальным проблемам современной отечественной и мировой литературы, истории и теории литературы, публикации документов, в том числе и тех, что хранятся в закрытых ранее архивах, неизменно привлекают внимание ученых, студентов, учителей, самых широких слоев интеллигенции.

Идейно и эстетически журнал связан с разными традициями отечественной гуманитарной мысли. Авторами журнала были С. Аверинцев, М. Бахтин, Г. Белая, С. Бочаров, М. Гаспаров, Вяч. Иванов, В. Кожинов, Л. Лазарев, А. Турков, В. Шкловский и др.

Журнал «Вопросы литературы» входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (группа научных специальностей «10.01.00 - литературоведение»).

Журнал «Вопросы литературы» зарегистрирован в Научной электронной библиотеке (НЭБ) и включен в национальную информационно-аналитическую систему Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Текущий выпуск

Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 3 (2020)
Скачать выпуск PDF

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС. К 75-летию Победы

13-32 22
Аннотация

В статье утверждается преемственность героико-патриотических традиций русской классики (М. Лермонтова, Л. Толстого, А. Блока) в произведениях участников Сталинградской битвы — родоначальника лейтенантской прозы прозаика Виктора Некрасова и поэтов Михаила Кульчицкого и Александра Коренева.

33-41 27
Аннотация

В статье рассказывается о поэте довоенной поры Юрии Инге, погибшем в самые первые дни войны. Впервые показан масштаб трагедии «Таллиннского перехода» и названы имена всех литераторов-балтийцев, погибших в трагические дни 28–29 августа 1941 года.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС. Pro domo sua

42-60 18
Аннотация

В статье раскрыты инкогнито прототипов двух персонажей повести Ю. Нагибина «Моя золотая теща», жителей дома Нирнзее. Авторы, их родственницы, в историческом контексте проясняют загадочные для самого Нагибина отношения между его героями. Использованы впервые вводимые в научный оборот материалы госархивов и семейного архива авторов.

ЛИТЕРАТУРНОЕ СЕГОДНЯ

61-74 15
Аннотация

В статье дается анализ прозы поколения двадцати- и тридцатилетних русских писателей, вошедших в литературу в начале 2000-х годов и после первого успеха постепенно исчезнувших из поля зрения читающей публики. Автор выделяет поколенческие особенности их произведений и прослеживает дальнейшие судьбы прозаиков, отвечая на вопрос, по каким причинам у многих из них не сложилась литературная судьба.

ЛИТЕРАТУРНОЕ СЕГОДНЯ. Новейшая антология

75-101 21
Аннотация

В статье подробно анализируется творчество современного русского писателя А. Иванова — от его раннего, схематичного и ученического, романа «Общага-на-Крови» (1992) до «Ненастья» (2015), наряду с романом «Географ глобус пропил» (1995) самого популярного произведения писателя. Разбирая как достоинства прозы Иванова, так и то, что представляется ему просчетами, критик тем не менее приходит к выводу, что Иванов — один из лучших прозаиков 2000–2010-х, а его роман «Тобол», на приближении к которому и строится сюжет статьи,— по-настоящему программное произведение современной литературы.

ВЕК МИНУВШИЙ

102-121 18
Аннотация

Статья посвящена анализу художественного пространства как одного из ключевых уровней поэтики повести Ю. Трифонова «Дом на набережной». Пространство рассматривается на уровне пространственной рефлексии персонажей (в экзистенциально-феноменологическом аспекте) и на уровне автора (семиотический, структурно-типологический подходы). Ключевые слова: Ю. Трифонов, «Дом на набережной», Литературный институт, московский текст, московская повесть, художественное пространство

ПОЛЕМИКА. О состоянии литературной полемики

126-138 19
Аннотация

Статья О. Миннуллина посвящена творческому наследию литературоведа М. Гиршмана, в частности его книге «Литературное произведение. Теория художественной целостности» (2007), в которой утверждается приоритет целостного и ценностного подхода к анализу произведения по отношению к практикам постмодернистской деконструкции. Поводом к написанию статьи послужили полемические отклики «деконструктивистов» на работу В. Тюпы «“Теория литературы Два” как гуманитарная угроза», опубликованную в «Вопросах литературы».

139-147 20
Аннотация

В своей полемической заметке Л. Кацис обращается к недавно вышедшему в издательстве «НЛО» собранию обзоров международных конференций (1993–2018) под редакцией В. Мильчиной, по мнению автора сосредоточенному исключительно на трудах тех, кто входит в близкое Мильчиной «описываемое научное сообщество», и игнорирующему научные открытия тех, кто к упомянутому научному сообществу не принадлежит. В качестве иллюстрации Кацис приводит казус с Н. Набоковым, кузеном писателя, в ряде докладов ошибочно принятым за самого В. Набокова — несмотря на множество русских и зарубежных исследований, в том числе и в «Вопросах литературы», в которых доказывается, что «для В. Набокова во всей этой истории места нет».

ПОЭТИКА ЖАНРА

148-168 24
Аннотация

Дневниковую прозу Чуковского отличает синкретизм объективнонаучного наблюдения и субъективно-эмоциональной оценки, причем наблюдение и оценка часто расходятся и даже противоречат друг другу, что обуславливается тяготением Чуковского к парадоксу. Настоящая работа рассматривает, как Чуковский использует парадокс и другие тропы в качестве средства холистического познания.

169-186 18
Аннотация

В статье анализируется крайне противоречивое отношение К. Чуковского к детективу, нашедшее отражение в его статьях, дневниках и переписке. Высказывая ценные и остроумные наблюдения и явно получая удовольствие от чтения детективов, критик в то же время неоднократно признавался, что не понимает сущности этого жанра и причин его успеха.

В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

187-212 21
Аннотация

В интервью директор Учебно-научного центра библеистики и иудаики РГГУ рассказывает об обмене культурно-педагогическим опытом с израильским университетом имени Бар-Илана (Рамат-Ган) и Институтом Жаботинского (Тель-Авив). Большое место в тексте занимает рассказ о состоявшейся в Москве, в Еврейском музее и центре толерантности, выставке «Тоска по мировой культуре: библиотека О.Э. Мандельштама» (2018–2019). В интервью также затрагиваются литературные взаимосвязи между творчеством Мандельштама, Маяковского и Жаботинского.

ПУБЛИКАЦИИ. ВОСПОМИНАНИЯ. СООБЩЕНИЯ

213-276 21
Аннотация

О Высших государственных литературных курсах (ВГЛК) известно немногое. Еще меньше мы знаем об учебе на них Юрия Домбровского. Чтобы отыскать хоть какие-то следы в связи с биографией писателя, автор обратился к архивам и натолкнулся на ряд документов и фактов как связанных с Домбровским, так и проливающих свет на историю вуза и московскую студенческую и литературную жизнь середины–конца 1920-х годов. Все материалы публикуются и комментируются впервые.

КНИЖНЫЙ РАЗВОРОТ

277-282 18
Аннотация

В рецензии рассматривается коллективная монография, посвященная ряду задач, связанных с изучением французских и франкоязычных рукописей и культуры билингвизма в России. Многие источники публикуются впервые, забытые авторы вновь вводятся в научный оборот; монография также содержит ряд статей, рассматривающих проблемы освоения «чужого» литературного рынка.

283-288 21
Аннотация

«Мифам», то есть до конца не доказуемым гипотезам, которые неизбежно сопровождают исследования жизни и творчества каждого классика общемирового масштаба, в исследованиях Есипова противостоят «реалии» – исторические факты и документы. Целостная личность Пушкина является для Есипова мерилом убедительности выводов коллег-пушкинистов, их методов прочтения прижизненных публикаций Пушкина и работы с его рукописным наследием.

289-294 15
Аннотация

Книга Глушакова – слово в полемике о статусе Василия Шукшина в русской литературе ХХ века. Тезис автора: в прозе Шукшина впервые не просто заговорил (иногда чудно, нелепо) огромный народный материк, который оставался неизведанным и пугающе странным. Рецензент считал бы нужным конкретизировать характер многочисленных связей Шукшина с мировой литературой.

295-300 17
Аннотация

«Детская комната французской поэзии» Михаила Яснова – это мостик между Францией и Россией. Переводчик становится русским голосом французских детских поэтов. Многие стихотворения публикуются впервые. Стихи, баллады, считалки, загадки – французская детская литература во всем своем многообразии становится, благодаря М. Яснову, доступной для российского читателя.