Preview

Вопросы литературы

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

«Черный квадрат». О границах горьковского авангардизма

https://doi.org/10.31425/0042-8795-2021-5-13-41

Полный текст:

Аннотация

В статье исследуется авангардная составляющая прозы Горького. Обращается внимание на знаковую образность и роль деформации в горьковских описаниях. Показано, как остранение, бывшее поначалу у Горького приемом, в «Жизни Клима Самгина» становится организующим принципом повествования. Расхождения писателя с авангардом объясняются духовными причинами, что подтверждается негативной семантикой «черного квадрата».

Об авторе

Л. М. Борисова
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
Россия

Людмила Михайловна Борисова, доктор филологических наук

295007, Респ. Крым, г. Симферополь, пр. Академика Вернадского, д. 4



Список литературы

1. Авангард в культуре ХХ века (1900–1930 гг.): Теория. История. Поэтика. В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. Кн. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2010.

2. Агурский М. Великий еретик (Горький как религиозный мыслитель) // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 54–74.

3. Бенуа А. Последняя футуристическая выставка // Речь. 1916. 9 января. Борисова Л. «Да — был ли мальчик-то?» О смысле горьковского рефрена// Вопросы литературы. 2018. № 4. С. 15–41.

4. Борисова Л. М., Белова Е. А. Авангардное в поэтике «Жизни Клима Самгина» М. Горького // Русская речь. 2017. № 1. С. 33–38; № 2. С. 14–20.

5. Бычков В. В. Икона и русский авангард начала ХХ века // Корневище ОБ. Книга неклассической эстетики / Ред. В. В. Бычков и др. М.: ИФ РАН, 1998. С. 58–75.

6. Бычков В. В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007.

7. Вайскопф М. Во весь логос: религия Маяковского // Вайскопф М. Птица тройка и колесница души. М.: НЛО, 2003. С. 343–487.

8. Вокруг смерти Горького. Документы, факты, версии / Отв. ред. Л. А. Спиридонова. М.: ИМЛИ РАН, 2001.

9. Гинзбург К. Остранение: предыстория одного литературного приема // Новое литературное обозрение. 2006. № 4 (80). С. 9–29.

10. Горький М. Полн. собр. соч. Художественные произведения в 25 тт. / Гл. ред. М. Л. Леонов. Т. 6. М.: Наука, 1970.

11. Горький М. Полн. собр. соч. Художественные произведения в 25 тт. Т. 20. 1974.

12. Горький М. Полн. собр. соч. Письма в 24 тт. / Отв. ред. М. А. Семашкина. Т. 10. М.: Наука, 2003.

13. Горький М. Полн. собр. соч. Письма в 24 тт. Т. 14. 2009.

14. Горький М. Полн. собр. соч. Письма в 24 тт. Т. 15. 2012.

15. Зенкин С. Небожественное сакральное. Теория и художественная практика. М.: РГГУ, 2014.

16. Кацис Л. «Черный квадрат» Казимира Малевича и «Сказ про два квадрата» Эль-Лисицкого в иудейской перспективе // Кацис Л. Русская эсхатология и русская литература. М.: ОГИ, 2000. С. 132–139.

17. Коровашко А. В. М. Горький и В. Шкловский // Максим Горький и XX век. Горьковские чтения — 1997. Материалы междунар. конф., 28–29 марта 1997 г. / Отв. ред. Г. С. Зайцева. Н. Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 1998. C. 228–234.

18. Крусанов А. В. Русский авангард: 1907–1932 (исторический обзор). В 3 тт. Т. 1. Кн. 2. М.: НЛО, 2010.

19. Левина Т. В. Абстракция и икона: метафизический реализм в русском искусстве // Артикульт. 2011. № 1. С. 141–187.

20. Левинас Э. Тотальность и Бесконечное. М., СПб.: Университетская книга, 2000.

21. Лепахин В. В. Образ иконописца в русской литературе XI–XX веков. М.: Русский путь, 2005.

22. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М.: ,1991.

23. Малевич К.С.Письма к М.В. Матюшину / Публ. Е. Ф.Ковтуна // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1974. Л.: Наука, 1976. С.177–195.

24. Малевич К. С. Собрание сочинений в 5 тт. / Общ. ред., вступ. ст., сост. А. С. Шатских. М.: Гилея, 1995–2004.

25. Манифесты итальянского футуризма: Собрание манифестов Маринетти, Боччьони, Карра, Русолло, Балла, Северини, Прателла, Сен-Пуан / Перевод с ит. и предисл. Вадима Шершеневича. М.: Тип. Русского товарищества, 1914.

26. Овчаренко А. И. М. Горький и литературные искания ХХ столетия. М.: Художественная литература, 1982.

27. ПришвинМ. М. Дневники 1926–1927 г. / Подгот. текста Л. А. Рязановой. Кн. 5. М.: Русская книга, 2003.

28. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2017.

29. Светликова И. Ю. Истоки русского формализма: Традиция психологизма и формальная школа. М.: НЛО, 2005.

30. Сухих С. И. «Технологическая» поэтика формальной школы. Из лекций по истории русского литературоведения. Н. Новгород: КиТиздат, 2001.

31. Тодоров Ц. Теория символа / Перевод с фр. Б. Наумова. М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1998.

32. Толстая Е. К семантике черных прямоугольных форм // История, культура, литература. К 65-летию С. Ю. Дудакова / Под ред. В. Московича и С. Шварцбанда. Иерусалим: Еврейский ун-т, 2004. С. 165–169.

33. Трубецкой Е. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе. Париж: YMСA-Press, 1965.

34. Успенский Б. А. Идеография слова у Казимира Малевича // Text within Text — Culture within Culture / Russian literature (19th century) in context of cultural dynamics / Ed. by K. Kroó and P. Torop. Budapest, Tartu: L’Hartmann, 2013. С. 219–234.

35. Флоренский П.А.Обратная перспектива // Флоренский П. А. Сочинения в2 тт. / Сост. игумен Андроник (А. С. Трубачев), М. С. Трубачева, П.В.Флоренский, под ред. В. В. Степина и др. Т. 2. М.: Правда, 1990. С.43–101.

36. Флоренский П. А. Иконостас. М.: Искусство, 1994.

37. Ханзен-Леве Оге А. Русский формализм: методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения / Перевод с нем. С. А. Ромашко. М.: Языки русской культуры, 2001.

38. Шкловский В. Гамбургский счет: Статьи — воспоминания — эссе (1914– 1933) / Сост. А. Ю. Галушкин, А. П. Чудаков. М.: Советский писатель, 1990.

39. Шкловский В. Собр. cоч. Т. 1: Революция / Сост., вступ. статья И. Калинина. М.: НЛО, 2018.

40. Якобсон Р. О поколении, растратившем своих поэтов // Вопросы литературы. 1990. № 12. С. 73–98.

41. Tschižewskij D. Bemerkungen zur «Verfremdung» und zur «negativen Allegorie» // Tschižewskij D. Kleinere Schriſten. München: Wilhelm Fink Verlag, 1972. S. 140–144.


Для цитирования:


Борисова Л.М. «Черный квадрат». О границах горьковского авангардизма. Вопросы литературы. 2021;(5):13-41. https://doi.org/10.31425/0042-8795-2021-5-13-41

For citation:


Borisova L.V. Black Square. On the extent of Gorky’s avant-gardism. Voprosy literatury. 2021;(5):13-41. (In Russ.) https://doi.org/10.31425/0042-8795-2021-5-13-41

Просмотров: 111


ISSN 0042-8795 (Print)