Preview

Вопросы литературы

Расширенный поиск

СИМВОЛИКА СЦЕНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В РАННЕЙ ДРАМАТУРГИИ АНДРЕЯ БЕЛОГО

https://doi.org/10.31425/0042-8795-2018-1-247-269

Аннотация

Сравнивая черновые наброски к ненаписанной мистерии «Антихрист» (как опубликованные, так и хранящиеся в Отделе рукописей РГБ) с драматическими отрывками «Пришедший» и «Пасть ночи», автор статьи сосредоточился на особенностях организации А. Белым сценического пространства. Проблема театральной условности поставлена исследователем с опорой на текстологический анализ и в прямом отношении к возрождавшемуся на рубеже XIX-XX веков драматическому жанру мистерии.

Об авторе

А. А. Холиков
МГУ им. Ломоносова
Россия

Алексей Александрович Холиков, литературовед, доктор филологических наук, доцент кафедры теории литературы филологического факультета 

Сфера научных интересов - история русской литературы рубежа XIX-XX веков, жизнь и творчество Д. Мережковского, теория литературы, текстология, история отечественного литературоведения ХХ века. Автор книг «Дмитрий Мережковский: Из жизни до эмиграции: 1865-1919» (2010), «Биография писателя как жанр: Учебное пособие» (2010), «История русской литературы Серебряного века (1890-е - начало 1920-х годов)» (2017) и т. д., а также множества статей по указанной проблематике. 



Список литературы

1. Бачелис Т. И. Эволюция сценического пространства. (От Антуана до Крэга) // Западное искусство. ХХ век. М.: Наука, 1978. С. 148-212.

2. Белый А. Пришедший: Отрывок из ненаписанной мистерии // Северные цветы. М., 1903. С. 2-25.

3. Белый А. Пасть ночи: Отрывок из задуманной мистерии // Золотое руно. 1906. № 1. С. 62-71.

4. Белый А. На рубеже двух столетий. Воспоминания в 3 кн. Кн. 1. М.: Художественная литература, 1989.

5. Белый А. Театр и современная драма // Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. М.: Республика, 1994. С. 153-167.

6. Бугаев Б. Белый А. > Искусство и мистерия // Весы. 1906. № 9. С. 45-48.

7. «Воспоминания странного человека» Андрея Белого / Предисл., публ. и прим. А. В. Лаврова // Миры Андрея Белого / Ред.-сост. К. Ичин и М. Спивак. Белград; М.: Изд. филологического факультета в Белграде, 2011. С. I-LXII.

8. Генри П. Чехов и Андрей Белый: (Эмблематика, символы, языковое новаторство) // Чеховиана: Чехов и «серебряный век». М.: Наука, 1996. С. 80-90.

9. Герасимов Ю. К. Драматургия символизма // История русской драматургии, вторая половина XIX - начало ХХ века, до 1917 г. Л.: Наука, 1987. С. 552-605.

10. Герасимов Ю. К. Жанровые особенности ранней драматургии Блока: 1. Предшественники // Александр Блок: Исследования и материалы. Л.: Наука, 1987. С. 21-36.

11. Ерошкина Е. В., Хализев В. Е. Финал «Бранда». (К столетию со дня смерти Генрика Ибсена) // Известия РАН. Сер. лит-ры и яз. 2006. Т. 65. № 5. С. 34-44.

12. Лавров А. В. Андрей Белый в 1900-е годы: Жизнь и литературная деятельность. М.: НЛО, 1995.

13. Лотман Ю. М. Семиотика сцены // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 2005. С. 583-603.

14. Мейер А. А. Заметки о смысле мистерии (Жертва) // Мейер А. А. Философские сочинения. Paris: La Press Libre, 1982. С. 105-165.

15. Николеску Т. Н. Андрей Белый и театр. М.: Радикс, 1995.

16. НИОР РГБ. Ф. 25. К. 2. Ед. хр. 2. Л. 1-13.

17. Спивак М. Белый-танцор и Белый-эвритмист // Андрей Белый: автобиографизм и биографические практики: Сборник статей / Ред.-сост. К. Кривеллер, М. Л. Спивак. СПб.: Нестор-История, 2015. С. 116-162.

18. Цимборска-Лебода М. Театральные утопии русского символизма // Slavia. Praha, 1984. № 3-4. С. 358-367.

19. Цимборска-Лебода М. О природе драматических жанров в творчестве русских символистов // Z polskich studiоw slawistycznych. Seria VII. Warszawa, 1988. S. 51-62.

20. Шарыпкин Д. М. Ибсен в русской литературе (1890-е годы) // Россия и Запад: Из истории литературных отношений. Л.: Наука, 1973. С. 269-303.

21. Юрьев А. А. Мистериальная традиция в театре Хенрика Ибсена. СПб.: Изд. СПбГАТИ, 2013.

22. Юрьева З. Космизация пейзажа у Андрея Белого // Новый журнал. 1992. № 189. С. 212-226.

23. Belyj A. Antichrist: Abbozzo di un mistero incompiuto / Edizione e commento di Daniela Rizzi. Trento, 1990 (Dipartimento di Storia della Civiltа Europea: Testi e ricerche. № 3).

24. Cymborska-Leboda M. The mystery play in the works of the Russian symbolists: Andrey Bely’s He Who Has Come // Scottish Slavonic Review. 1990. № 15. P. 43-58.

25. Rizzi D. Premessa // Belyj A. Antichrist: Abbozzo di un mistero incompiuto. P. 9-10.

26. Rizzi D. Un inedito di Andrej Belyj: il mistero incompiuto Антихрист // Belyj A. Antichrist: Abbozzo di un mistero incompiuto. P. 11-51.


Рецензия

Для цитирования:


Холиков А.А. СИМВОЛИКА СЦЕНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В РАННЕЙ ДРАМАТУРГИИ АНДРЕЯ БЕЛОГО. Вопросы литературы. 2018;(1):247-269. https://doi.org/10.31425/0042-8795-2018-1-247-269

For citation:


Kholikov A. THE SYMBOLISM OF THE STAGE SPACE IN ANDREY BELY’S EARLY PLAYS. Voprosy literatury. 2018;(1):247-269. (In Russ.) https://doi.org/10.31425/0042-8795-2018-1-247-269

Просмотров: 488


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0042-8795 (Print)